40 лет «4 цилиндрам» — главному офису BMW в Мюнхене

1.   40 лет штаб-квартире BMW .

Одной из важных достопримечательностей в Мюнхене, расположенной рядом с Олимпийским парком, является самый большой «четырехцилиндровый двигатель» в мире. Эргономичное и компактное здание с четкими наружными контурами стало результатом смелого эксперимента и навсегда вошло в историю архитектуры. «Концерн BMW построил административный центр нового класса, для того чтобы создать пространство для расширяющегося бизнеса» (Выдержка из служебной записки, 1973 год).

С момента официального открытия 18 мая 1973 года штаб-квартира BMW Group входит в число выдающихся сооружений современной архитектуры и бесспорно является визитной карточкой Мюнхена и концерна BMW. Комплекс, спроектированный архитектором Карлом Шванцером (Karl Schwanzer) весной 2013 года, через 40 лет после начала эксплуатации был признан экспертной комиссией одной из 15 наиболее примечательных штаб-квартир корпораций. Список финалистов был опубликован на строительно-архитектурном веб-портале Emporis. Помимо этого офисного здания, широко известного как «Четыре цилиндра», в него удалось войти всего одной штаб-квартире, расположенной в Германии.

В начале 1970-х годов башня BMW и прилегающий к ней музейный комплекс стали пиком карьеры Карла Шванцера и задали новые стандарты современной офисной архитектуры. Проект венского архитектора является сочетанием уникального внешнего вида здания с инновационной и гибкой концепцией организации пространства. Тем самым были заложены основы новой архитектурной философии BMW, которая актуальна и в наши дни. В основе концепции мюнхенской «четырехцилиндровой» штаб-квартиры лежит принцип «построено для коммуникации». Эксплуатационные преимущества, позволяющие выполнять административные функции, удачно сочетаются с эстетичными архитектурными решениями.

Башня Шванцера является олицетворением западногерманской архитектуры 1970-х годов, для которой были характерны инновационные строительные проекты, оказавшие стойкое стилистическое влияние. Башня входит в число выдающихся архитектурных достижений того времени. И по сей день она продолжает волновать и интриговать ценителей.

В 1999 году архитектурный комплекс, включающий в себя штаб-квартиру и Музей BMW, получил статус памятника архитектуры. Уже долгие годы он является одной из главных достопримечательностей Мюнхена. Вскоре к нему добавился спроектированный в 2007 году архитектором международного уровня профессором Вольфом Приксом (Wolf D. Prix) «BMW Wellt». BMW Group подарил баварской столице еще одну достопримечательность, которая притягивает туристов, интересующихся архитектурой, дизайном и инновациями.

2.   Башня BMW : «Четыре цилиндра».

Предыстория.

1960-е годы стали для концерна BMW периодом расширения бизнеса. Стремительно растущие показатели производства обусловили потребность в развертывании новых производственных мощностей и создании новых административных подразделений. Чтобы удовлетворить производственные нужды, связанные с ростом, в 1966 году концерн приобрел компанию Glas Automobilwerke (заводы в городах Дингольфинг и Ландсхут). Что касается административной стороны расширения, в Мюнхене не хватало офисных площадей для управленческого персонала. Часть персонала была размещена в уже существующих административных зданиях завода № 1 в мюнхенском районе Мильбертсхофен, в непосредственной близости от производства были освоены новые офисные помещения. Но этого было недостаточно для удовлетворения потребностей, связанных с расширением бизнеса, поэтому многие административные подразделения пришлось перевести в другие помещения, расположенные далеко от производственных цехов. Концерн арендовал офисные здания в Мюнхене и его пригородах. Административный персонал оказался рассредоточен по городу. Сложившаяся ситуация продемонстрировала, что существует острая потребность в отдельном офисном здании на территории завода, которое позволило бы централизовать административный персонал и увеличить его количество.

Тендер и конкурс.

14 июня 1966 года Вильгельм Герман Гишен (Wilhelm Hermann Gieschen), член Совета директоров BMW, ответственный за производство в 1961–1971 гг., представил Совету первые планы нового административного здания на Достлерштрассе. На Гишена, как инициатора строительства, была возложена ответственность за его подготовку и осуществление.

Для нового здания была выбрана площадка на юге от завода BMW. Площадь этого участка на Достлерштрассе, рядом с главным входом на завод BMW, составляла 28 210 м². Эта территория в то время не была застроена и до 1970 года использовалась как стоянка для автомобилей сотрудников завода BMW.

Руководство BMW объявило конкурс на лучший план новой штаб-квартиры. К участию были приглашены восемь архитекторов, имеющих опыт создания подобных проектов. В тендерных условиях, опубликованных в апреле 1968 года, было указано, что новый комплекс зданий, помимо офисного блока, должен включать отдельный павильон для электронно-вычислительного центра, а также многоэтажную автомобильную парковку. Многоэтажная парковка, административный и компьютерный центры должны были стать единым комплексом, а также сочетаться с существующим архитектурным комплексом на территории завода и за его пределами, в том числе и с административными зданиями № 71 и 80.

При планировании пространства в новых офисных зданиях важно было также учесть технологический прогресс, непрерывно видоизменяющий административные и производственные процессы. Поэтому концерну BMW было необходимо решение, позволяющее в любое время трансформировать пространство, адаптируя его к актуальным условиям. Требования руководства BMW не ограничивались исключительно планированием внутреннего пространства нового здания. Не менее важна была архитектурная ценность проекта для формирования позитивного имиджа бренда, необходим был хорошо заметный и неординарный внешний вид. Кроме того, производить солидное впечатление должен и подъездной путь к штаб-квартире через главный вход. Тендерная комиссия, назначенная для рассмотрения заявок, единодушно решила, что размеры и дизайн нового административного комплекса должны не только отражать высокий статус концерна, но и органично сочетаться с архитектурой прочих объектов вокруг завода BMW. Помимо самого завода BMW, речь шла о жилых кварталах, важных транспортных развязках, а также о сооружениях будущего Олимпийского парка.

По результатам презентации проектов 10 октября 1968 года было отобрано два финалиста. Одним из них стал традиционный проект «семиэтажного высотного панельного блока», предложенный инженерно-проектным бюро Aktiengesellschaft für Industrieplanung. Вторым финалистом стал футуристический архитектурный проект почти 100-метровой «висячей конструкции» с четырьмя цилиндрическими основными элементами, разработанный профессором Карлом Шванцером из Вены. По мнению тендерной комиссии, у обоих проектов были как преимущества, так и недостатки. Однако коммерческий директор BMW Пауль Ханеманн (Paul G. Hahnemann) увидел в технически смелом решении Карла Шванцера потенциальную архитектурную достопримечательность, способную улучшить имидж не только BMW, но и Мюнхена. Он активно выступил в поддержку этого проекта перед своими коллегами. Чтобы убедить совет директоров, наблюдательный совет и главных акционеров BMW в преимуществах проекта Шванцера, Ханеманн заказал на баварской киностудии создание полноразмерной действующей модели целого этажа в форме листа клевера, в том числе офиса с открытой планировкой. Его усилия увенчались успехом: в декабре 1968 года руководство BMW разрешило строительство новой штаб-квартиры концерна по проекту профессора Карла Шванцера.

Четыре цилиндра: архитектура и дизайн.

В проекте штаб-квартиры BMW, созданном Карлом Шванцером, прослеживается влияние его учителя — архитектора Оскара Нимейера (Oscar Niemeyer). В 1950-х годах он отвечал за градостроительное планирование Бразилиа, новой бразильской столицы. Элементы архитектурного взгляда Нимейера, реализованные им в ансамбле в Южной Америке, заметны в строении башни и музее BMW. Башня имеет форму листа клевера и является самым высоким, центральным зданием комплекса. Ее высота 99,5 м обусловлена градостроительными ограничениями, действовавшими для центра Мюнхена в 1968 году. Высота новой постройки не могла превышать 100 м, так как высота башен мюнхенского Собора Пресвятой Девы Марии достигает 98,6 м. Башня насчитывала 22 этажа, в том числе 18 офисных этажей, из которых два предназначались для Совета директоров, четыре были техническими, а также был один цокольный этаж и подвал.

«Четыре цилиндра» башни BMW, в отличие от традиционных зданий, не опирались на фундамент, а были подвешены к стальной балочной крестовине на крыше. Подобные «висячие здания» во всем мире можно было пересчитать по пальцам, и ни одно из них не достигало высоты, предложенной Шванцером для штаб-квартиры BMW. Здание не возводилось как обычно, сверху вниз. В первую очередь были выполнены верхние этажи почти 100-метрового сооружения. Четыре цилиндрических элемента сначала были собраны на земле, а затем с помощью гидравлического оборудования подняты на нужный уровень и смонтированы в несколько сегментов. Каждый цилиндр, состоящий из 19 этажей, в том числе одного технического, был подвешен к одной из четырех гигантских траверс, крестообразно установленных на вершине центрального несущего элемента здания — железобетонной башни, опирающейся на высокопрочный фундамент. Такая конструкция обеспечивала устойчивость сооружения. Башня BMW приобрела легкий и узнаваемый силуэт, сочетающийся с впечатляющей высотой и внушительной подвешенной массой в 16 800 тонн благодаря удачно выбранному подходу к проектированию и строительству.

С точки зрения градостроительного планирования башня с сечением в форме листа клевера вписалась в окружающий архитектурный ландшафт, став важной для имиджа концерна. Благодаря необычной форме башня Шванцера обещала стать важной достопримечательностью Мюнхена. Сам архитектор описывал ее как уникальное современное офисное здание башенного типа с подъездным путем и закрытым передним двором. В дизайне преобладали четкие, но вместе с тем эстетически привлекательные формы и контуры, воплощающие в себе высокую точность и техническое совершенство. Внешний вид здания представлял позитивный имидж успешного и амбициозного автомобильного концерна BMW.

Эффектный вид снаружи не был единственным преимуществом проекта: при внутреннем планировании Шванцер уделил внимание функциональности. То, что сначала показалось Совету директоров слишком футуристическим, непрактичным и экспериментальным, в итоге было признано лучшим решением: четыре круглых офисных сегмента на каждом уровне; каждый сегмент размещался в отдельном подвешенном «цилиндре» башни. Четыре круговых сегмента в совокупности образовали форму листа клевера, хорошо заметную при взгляде сверху. Архитектор аргументировал такой выбор формы, утверждая, что круглое офисное пространство превосходно соответствует современным подходам к организации административной работы. Одну из главных своих задач Карл Шванцер видел в оптимизации обмена информацией в коллективе. По его мнению, строение в форме листа клевера обеспечивало современному офису следующие преимущества: короткие пути для улучшения коммуникации и более быстрого решения организационных вопросов между отдельными подразделениями, а также максимальную гибкость доступного пространства. В настоящее время четыре круглых сегмента каждого этажа-«листа клевера» используются как офисы с открытой планировкой. В центре каждого этажа пересекаются два коридора, соединяющие офисы отдельных подразделений. Архитектура способствует тесному сотрудничеству и значительно упрощает коммуникацию. Такой подход к планированию офисного пространства в башне отражает принцип горизонтальной организационной структуры, которого придерживается BMW. Практически все сотрудники любого подразделения, от стажера до руководителя, работают в одном пространстве. Личные кабинеты здесь — большая редкость.

Башня BMW : ход строительства.

Плановая длительность работ по строительству новой штаб-квартиры концерна и обустройству прилегающих территорий составляла 26 месяцев. Строительство должно было идти на 70 % площадки, поэтому было разделено на очереди. Земельные работы на месте бывшей автостоянки для сотрудников завода BMW начались 16 июля 1970 года. 28 июля того же года состоялась официальная церемония закладки фундамента. Через два с половиной месяца после начала работ были полностью сооружены фундаменты башни, построен подвал и возведены два этажа. Через четыре месяца после начала работ была полностью смонтирована центральная несущая конструкция высотой почти 100 м. Для этого применялся метод скользящей опалубки, разработанный компанией Simcrete. Следующим этапом стала установка прочной несущей крестовины на вершине башни. Параллельно с выполнением этого этапа высотных работ внизу к монтажу готовились семь верхних этажей и прилегающий к ним технический этаж. Затем эти этажи были подвешены к несущей крестовине с помощью напрягаемых стальных арматурных элементов и подняты на нужную высоту гидравлическим прессом со скоростью четыре метра в неделю. Подъем этих этажей освободил внизу место для подготовки следующего этажа. Каждую неделю к уже подвешенным этажам снизу добавлялся новый этаж. Одновременно выполнялись работы по застеклению и отделке фасада. Четыре цилиндрических сегмента здания поднимались вверх на равномерной скорости.

Смонтированные этажи, изначально защищенные от ветра и осадков, были готовы к началу внутренних отделочных работ. Рабочие прокладывали коммуникации, затем обшивали пол, стены и потолки покрытием; в то же время на цокольном уровне осуществлялась подготовка следующих частей каркаса. Благодаря предварительной сборке башня росла с невероятной скоростью. Подход к строительству был изящным, эффективным и быстрым. Через 16 месяцев работы по подъему сегментов этажей были завершены. Был возведен каркас административного здания, выполнены  остекление и отделка фасада. Полным ходом шли внутренние отделочные работы.

Официальная церемония завершения строительства каркаса была проведена 7 декабря 1971 года. К июлю 1972 года, всего через два года после начала строительства, была полностью готова внешняя часть всего комплекса зданий, обустроены прилегающие территории и проведены работы по ландшафтному дизайну. К Олимпийским играм 1972 года, состоявшимся в Мюнхене, башня BMW была готова появиться на публике во всем величии. Согласно договору подряда, строительство должно было завершиться 30 сентября 1972 года. Но переезд в новое здание начался только 22 января 1973 года, поскольку потребовались дополнительные работы и доработка внутренней отделки. В середине декабря 1972 года был проведен день открытых дверей: сотрудники смогли увидеть, как будут выглядеть будущие рабочие места. Новый архитектурный комплекс обошелся концерну в 109 миллионов немецких марок. Официальная церемония открытия состоялась 18 мая 1973 года.

Как логотип оказался на крыше башни.

Концепция Шванцера предусматривала установку корпоративной символики на несущей крестовине вверху башни. Но Архитектурное ведомство Мюнхена посчитало, что эмблема будет выглядеть слишком броско. Городские архитекторы выступили против установки логотипа на крыше, а концерн обжаловал их решение в суде. Тем не менее, в ходе торжеств, приуроченных к началу Олимпийских игр, Эберхард фон Кюнхайм (Eberhard von Kuenheim), возглавлявший совет директоров, распорядился отпечатать эмблемы BMW на полотняных экранах и вывесить их «в испытательных целях» на высоте примерно 100 м с восточной и западной сторон надстройки на крыше. Размещение логотипа на западной стороне имело особенно большое значение с точки зрения рекламы, поскольку эту эмблему было видно с Олимпийского стадиона, а руководство концерна было намерено привлечь внимание гостей Олимпиады. Вывесив свой логотип, BMW нарушил предписание городских властей и был оштрафован на сумму свыше 110 000 немецких марок. После долгих переговоров с официальными лицами города осенью 1973 года Совет директоров получил разрешение на постоянное размещение логотипов BMW со всех четырех сторон надстройки на крыше.

Башня BMW : ремонт и модернизация в 2004–2006 гг.

Башне BMW после более чем 30 лет эксплуатации был необходим основательный ремонт и модернизация. Контракт на проведение работ был заключен с гамбургским архитектором Петером Швегером (Peter P. Schweger). Работы над конструкционными и техническими составляющими здания начались в 2004 году. Однако ремонт не затронул внешний вид башни: единственные работы, проведенные снаружи, заключались в очистке всех элементов фасада, монтаже новой тепло- и звукоизоляции, а также замене 2304 окон. Результаты были заметны только с очень близкого расстояния. Колоссальная несущая конструкция на крыше была заключена в хорошо вентилируемый корпус, предотвращающий проникновение влаги. Крыша была загерметизирована сваренными плитами из нержавеющей стали. Противопожарная система была тщательно продумана и обновлена, в ней использовались нагнетательная вентиляция лестничных колодцев и воздушные шлюзы на входах; был предусмотрен специальный лифт для пожарной команды.

Улучшились условия труда в башне BMW: была оптимизирована система притока свежего воздуха; она была дополнена системой управления открытием окон. На рабочие места стало попадать больше дневного света благодаря усовершенствованной системе жалюзи и использованию кольцевых светильников, управляемых в зависимости от уровня естественного освещения. Столовая для сотрудников в соседнем малоэтажном здании к западу от башни была закрыта. Вместо нее был открыт новый современный кафетерий в соседнем здании на востоке от башни. Модернизирована система лифтов «Четырех цилиндров». Вместо первоначальных восьми лифтов в соответствующем количестве шахт было установлено по два лифта в четырех шахтах; еще по одному лифту было смонтировано в двух из оставшихся колодцев. Кроме того, был установлен специальный служебный пожарный лифт.

Башня BMW в наши дни.

В 1973 году башня BMW являлась сверхсовременным зданием, комбинацией прогрессивной архитектуры и экспериментальной площадкой для проверки смелых идей, нацеленных на повышение эффективности работы персонала. После 30 лет эксплуатации здание нужно было адаптировать к изменяющимся техническим и архитектурным требованиям глобального концерна. Внешний вид «Четырех цилиндров» за долгие годы практически не изменился, а их внутреннее обустройство, как и 40 лет назад, остается впечатляющим и футуристическим. При ремонтных работах была сохранена определяющая черта здания — инновационный, опережающий свое время дизайн. Башня была доработана в духе основополагающего принципа прозрачности, который изначально вдохновлял ее создателей. Важным аспектом стало совершенствование системы энергоснабжения и управления ресурсами, благодаря которому после капитального ремонта эксплуатационные затраты снизились на 50 %. В 2013 году башня BMW — уникальное административное здание, где находятся рабочие места 1500 сотрудников концерна BMW Group.

Архитектурная философия  BMW : «Построено для коммуникации».

Предложив инновационный проект «Четырех цилиндров» с уникальным наружным и внутренним дизайном, профессор Карл Шванцер заложил основы архитектурной философии BMW, которая остается актуальной с конца 1960-х годов по настоящее время. В соответствии с принципом «Построено для коммуникации» философия касается внутренних рабочих процессов и помогает формировать благоприятный имидж компании.

С тех пор одной из «визитных карточек» BMW стала неординарная архитектура с высокой степенью функциональности. В 1984–1990 гг. был построен Центр исследований и разработок (FIZ) — просторная «фабрика идей», взаимосвязанные сегменты которой специально спроектированы для внедрения командной работы со свободным обменом информацией. Здесь размещены все подразделения, занимающиеся разработкой транспортных средств и их подготовкой к производству. Здание этого конструкторского бюро, спроектированное мюнхенской архитектурной студией HENN Architekten, интегрировано в производственный процесс. Здесь, как и в башне BMW, главным приоритетом с 2004 года было налаживание эффективной коммуникации между отдельными сотрудниками и проектными группами.

В 2005 году открылось центральное здание завода BMW в Лейпциге. Автор этого проекта — лондонское архитектурное бюро Захи Хадид (Zaha Hadid). В конструкции преобладает уникальная открытая пространственная концепция, предназначенная для упрощения коммуникации и взаимодействия между людьми. Основные производственные зоны соединены максимально короткими путями. В 2005 году этот проект был удостоен Немецкой премии за лучшую архитектуру (German Prize for Architecture).

«BMW Welt» спроектирован коллективом венских архитекторов из бюро Coop Himmelb(l)au. Этот комплекс, открывшийся в 2007 году, на сегодняшний день входит в число наиболее популярных достопримечательностей Баварии — количество его посетителей достигает нескольких миллионов в год. «BMW Welt» является «витриной бренда». Он приятно удивляет гостей формой и содержанием, в нем удачно сочетаются выдержанный в необычный эстетике дизайн и функциональность.

3.   Музей BMW .

Предыстория.

Первая площадка музейного типа с экспозицией ранее выпускавшихся моделей открылась на мюнхенском заводе BMW в середине 1920-х годов. С 1925 года в специально построенном помещении на территории завода работала постоянно действующая выставка BMW. Основными экспонатами были исторические модели, но периодически можно было познакомиться с текущими проектами компании. В честь 50-летнего юбилея в 1966 году было решено изменить этот выставочный зал. 20 января 1967 года состоялось официальное открытие увеличенного музея BMW. Впервые его двери были открыты всем посетителям, заинтересованным в истории концерна. Музей оставался небольшим, экспозиция исторических моделей была довольно скромной, расположение на территории завода не способствовало массовой посещаемости.

В начале 1970-х годов была построена новая штаб-квартира BMW Group. Новый музей в отдельном здании с интересной архитектурой теперь уже за пределами завода стал пользоваться большой популярностью. В условиях тендера 1968 года не были определены требования к проекту автомобильного музея, венский архитектор Карл Шванцер включил в свое предложение отдельно стоящее круглое здание за периметром завода, предназначенное для демонстрации автомобилей. Предложение построить музей BMW на перекрестке улиц Петюльринг и Лерхенауэрштрассе по проекту Шванцера, по мнению тендерной комиссии, было превосходной идеей. Форма здания, основанная на круглых сегментах, отлично вписывалась в общий архитектурный ансамбль. Чашеобразное здание музея превосходно гармонировало с расположенными в непосредственной близости цилиндрическими или круглыми объектами, в том числе с телевышкой, несколькими газгольдерами, а также с островком безопасности на проезжей части. На заседании наблюдательного совета, состоявшемся 2 декабря 1968 года в городе Бад-Хомбург, было принято решение дополнить контракт на строительство башни BMW, поручив Шванцеру также возведение отдельного музея.

Музей BMW и летняя Олимпиада в Мюнхене.

Возведение музея BMW началось весной 1971 года, спустя девять месяцев после начала строительства башни BMW. Музей BMW располагался в непосредственной близости от Олимпийского стадиона с характерной легкой и воздушной конструкцией крыши. Он изначально задумывался как средство для привлечения внимания публики к бренду BMW во время летних Олимпийских игр. Летом 1972 года молодая Федеративная Республика Германия представила себя всему миру в выгодном свете, и музей BMW стал одним из элементов этой новой, ориентированной на будущее концепции международной открытости. Блестящее серебристое здание музея снаружи выглядело довольно компактно и имело закрытую форму. Его внутреннее обустройство было изначально предназначено для приема широкой публики. Возведение каркаса музея BMW было завершено одновременно со сдачей Мюнхенского олимпийского стадиона, перед началом летних Олимпийских игр 1972 года.

Музей BMW : архитектура и дизайн.

Чашеобразное здание музея — еще одно интересное архитектурное решение, предложенное и реализованное профессором Карлом Шванцером. Архитектор разработал внутреннюю систему круглых колонн, рамп, заполняющих пространство, и платформ, словно висящих в воздухе. Относительно тонкие бетонные наружные стены были спроектированы в соответствии с принципом несущего кузова, применяемым в автомобилестроении. Диаметр крыши составлял 40 м. Внутренняя часть конструкции опиралась на шесть прочных колонн различной высоты, установленных во внутреннем пространстве «чаши».

Предложенная Шванцером концепция позволила интегрировать в ограниченное пространство музея элементы «естественной среды обитания» автомобиля — дорог, мостов и парковок. Главной задачей архитектор считал воссоздание дорожных условий в выставочном помещении. Он был уверен, что BMW заслуживает большего, чем традиционный статичный музей в форме хранилища экспонатов. Поэтому необходимо было обеспечить простор, сочетающийся с динамикой и движением; дизайн должен был отражать идею расположения здания на оживленном перекрестке.

Музей и образовательный центр, находящийся в соседнем малоэтажном здании, должны были стать ключевыми элементами программы BMW по связям с общественностью. Здание музея, выполненное в форме чаши практически без окон, вызвало немалый интерес. Заглянуть внутрь можно было только через стекло в цокольной части, где был расположен вход. Музей должен был стать связующим звеном между заводом, продукцией и публикой. Со временем музей стал важной составляющей культурной жизни Мюнхена.

Осмотр экспонатов музея происходил сверху вниз. Посетитель попадал на верхнюю платформу по длинному желтому эскалатору; во время подъема он мог видеть некоторые элементы экспозиции. На внутреннюю стену «чаши» проецировались изображения, изначально создававшие иллюзию движения. Посетитель спускался вниз по спиральной рампе, минуя одну платформу за другой. На платформах он знакомился с наследием BMW — автомобилями, мотоциклами, гоночными болидами и двигателями различных серий. Детализированные технические экспонаты были представлены в сферических контейнерах из плексигласа (сверхсовременного на то время материала), словно парящие в воздухе. Обходя вокруг контейнера, посетитель мог подробно изучить все аспекты, например, двигателя. Историческое значение и технические характеристики тех или иных выставочных образцов пояснялись в сопровождающих текстах. Автомобили и мотоциклы были не только выставлены на всех пяти круглых платформах, но и прикреплены к стенам «чаши» под немыслимыми углами. Это позволило воспроизвести динамику движения и прохождения поворотов. Узкие окна в нижней части внешней стены обеспечивали связь с внешним миром.

Музей был выполнен в серебристом, белом и синем цветах, что производило впечатление элегантности и высокого качества, а также соответствовало известным во всем мире цветам логотипа BMW. Логотип диаметром 40 метров был размещен на крыше музея, его видно только сверху.

Музей BMW : концепция экспозиции.

К моменту официального открытия в 1973 году музей BMW был уникальным сооружением. Неординарный архитектурный подход сочетался с новой концепцией передачи информации. Благодаря этому музей BMW стал образцом для подражания, на который равнялись другие музейные заведения во всем мире. С момента открытия музей BMW позиционировался как уникальная площадка, не только знакомящая с историей бренда BMW, но и переносящая в будущее. Музей BMW был открыт для посетителей в 1973 году. Его главная цель заключалась в том, чтобы произвести большое впечатление с помощью динамичного ознакомления с темами мобильности, коммуникации и структурных изменений в обществе.

Модернизация и расширение музея  BMW .

В начале нового тысячелетия одновременно с модернизацией соседнего административного здания на улице Петюльринг был проведен и капитальный ремонт технических систем музея BMW, а также была пересмотрена его концепция. К тому времени выставочное пространство музея BMW было переполнено экспонатами. Поэтому перемещение столовой башни BMW и конференц-залов из западного малоэтажного здания позволило значительно расширить экспозицию. В 2002 году штутгартская архитектурно-дизайнерская фирма Atelier Brückner и берлинское медиаагентство ART+COM совместно с профильными подразделениями BMW приступили к работе над созданием новой концепции экспозиции, в которой были бы отражены и доработаны принципы, положенные в основу идеи строительства музея.

Площадь музея BMW была увеличена в пять раз, до 5000 квадратных метров, за счет присоединения соседнего малоэтажного здания. Эта конструкция, на две трети скрытая под землей, подверглась полной внутренней переделке. В результате было создано семь частично прозрачных «залов» на трех этажах, связанных множеством мостов, дорожек и площадок. Каждый из этих залов был посвящен определенному аспекту корпоративной и производственной истории BMW. Для мероприятий был предусмотрен большой центральный зал. В этом малоэтажном здании с выставочной площадью 4000 квадратных метров сегодня размещается постоянная экспозиция музея BMW. В основном здании («чаше») проводятся временные тематические выставки.

Главная задача музея, повторно открытого 21 июня 2008 года, осталась прежней — знакомить публику с достижениями бренда BMW. В то же время обновленный музей позиционируется как аутентичное воплощение бренда, позволяющее посетителям открыть для себя разнообразные проявления духа инноваций, мощности и динамичности. Особое внимание уделено новым способам презентации, которые буквально приковывают внимание к 130 оригинальным экспонатам и в то же время подчеркивают обновленную архитектуру здания. Главный маршрут осмотра экспозиции выполнен в форме дороги, ведущей посетителей через время и пространство в городской среде. На пути располагается множество экспонатов и тематических презентаций, которые помогают понять суть многогранного бренда BMW.

Музей BMW — второй по посещаемости музей Мюнхена и один из наиболее популярных музеев во всей Германии. Ежегодно его посещают более 500 000 гостей.

4.   Досье: факты и цифры .

Хронология  

14 июня 1666 года Презентация планов строительства нового административного здания на встрече членов Совета директоров
14 мая 1968 года – ноябрь 1968 года Проведение тендера
Декабрь 1968 года Разрешение строительства новой штаб-квартиры концерна по проекту профессора Карла Шванцера
Декабрь 1968 года – июль 1970 года Адаптация дизайна и разработка плана строительства
16 июля 1970 года Начало строительных работ  в  Достлештрассе
28 июля 1970 года Официальная церемония закладки фундамента
Апрель 1971 года Начало возведения музея
7 декабря 1971 года Официальная церемония завершения строительства каркаса
Июль 1972 года Готова внешняя часть всего комплекса зданий, обустроены прилегающие территории и проведены работы по ландшафтному дизайну
Август 1972 года Во время Олимпийских игр логотип бренда появился на восточном и западном фасадах
30 сентября 1972 года Завершение строительных работ
Октябрь 1972 года – январь 1973 года Внутренняя отделка помещений
Декабрь 1972 года День открытых дверей для сотрудников
22 января 1973 года Начало переезда в здание
18 мая 1873 года Официальная церемония открытия башни и музея
Ноябрь 1973 года Установка логотипов компании
29 октября 1999 года Архитектурный комплекс, включающий в себя штаб-квартиру и музей BMW, получил статус памятника архитектуры
Апрель 2004 года Начало работ по ремонту и модернизации музея и башни BMW
Август 2006 года Последующая реставрация башни
21 июня 2008 года Повторное открытие музея BMW,  последующая реконструкция и расширение
Апрель 2013 года Получение статуса одной из наиболее примечательных штаб-квартир корпораций

 

Факты и фигуры.  

Башня BMW.  
Период постройки (до завершения наружной отделки):  1970–1972 гг.

 

Дата завершения строительства каркаса:  7 декабря 1971 года
Дата официального открытия: 18 мая 1973 года

 

Архитектор: профессор Карл Шванцер (Karl Schwanzer)
Архитектор, отвечавший за модернизацию: Петер Швегер (Peter P. Schweger)
Стоимость постройки: около 100 млн немецких марок
Высота: 99,5 м = примерная высота мюнхенского Собора Пресвятой Девы Марии
Количество этажей: 22 (в том числе 18 офисных)
Количество фасадных окон в алюминиевых рамах: 2304
Масса (башни): 16 800 т
Площадь участка застройки: 14 730 м²
Используемая площадь: примерно 53 000 м²
Количество рабочих мест: примерно 1500

 

 

Музей BMW .  
Период постройки (до завершения наружной отделки): 1971–1972 гг.
Дата открытия: 18 мая 1973 года
Архитектор: профессор Карл Шванцер (Karl Schwanzer)
Архитектор, отвечавший за модернизацию: студия Atelier Brückner
Дизайнеры, отвечавшие за
расширение музея:
студия ART+COM

 

Диаметр «чаши» музея: 40 м
Площадь «чаши» музея: 1000 м²
Площадь малоэтажного здания: 4000 м²
Общая выставочная площадь: 5000 м²
Общая используемая площадь: 10 000 м²
Совокупная площадь помещений: 12 200 м²
Количество этажей: 3 (здание постоянно действующей экспозиции), 5 («чаша»)
Общее количество залов: 25
Длина маршрута осмотра экспозиции: примерно 1 км
Количество экспонатов: примерно 130
Годовое количество посетителей: более 500 000

Д

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий